ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок в 11-м классе "Здоровье + ЕГЭ"

Добавлено: 2019.01.16
Просмотров: 31

Гришанова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Обучающая: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть «С»).
  • Развивающая: развитие мыслительной деятельности, развитие монологической и диалогической речи учащихся, творческой фантазии, коммуникативных и самостоятельных умений учащихся через индивидуальную и групповую формы работы.
  • Воспитательная: воспитание ответственного отношения у учащихся к здоровому образу жизни через произведения художественной литературы.

Задачи урока:

  • Поэтапный разбор таких критериев, как определение проблемы текста, виды комментария, выявление позиции автора, моделирование вступления и заключения.
  • Пополнение банка литературных аргументов, а именно: блок «Здоровье. Здоровый образ жизни».

Содержание урока

1. На фоне музыки Эдварда Грига «Утро» звучит выразительное чтение учителем отрывка:

– Есть такое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету. Непременно каждый день надо выпалывать баобабы… Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

2. Вопросы учителя:

– Что это за литературный герой? Из какого он произведения?
– Какую замечательную привычку Маленький принц вырастил в себе?
– Можно ли баобабы сравнить с вредными привычками, которые человек побеждает каждый день в себе? Назовите их.
– Как вы думаете, о чем сегодня на уроке будет речь? (О вредных привычках, здоровье, здоровом образе жизни).
– А еще о том, как получить максимальные баллы за сочинение-рассуждение (часть «С») на ЕГЭ. Итак, тема урока: «ЕГЭ + Здоровье». (Слайд 1) Но обо всем по порядку.

3. Информационная справка

Ученые подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% – от здоровья родителей (т. е. от наследственности) и еще на 20% – и от условий, в которых живет человек.

4. Предлагаю выполнить тест «Подари себе жизнь», который поможет вам оценить уровень своего физического развития. (Слайд 2)

Ответь честно сам самому себе («да» – 3 балла; «нет» – 1 балл):

1. Соблюдаю ли я режим дня?
2. Делаю ли я зарядку утром?
3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
4. Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
5. Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола)?
6. Занимаюсь ли я физическим трудом?
7. Люблю ли я свежий воздух?
8. Считаю ли я алкоголь вредным веществом?
9. Умею ли я плавать?

– Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь:

9-13 баллов – низкая,
14-19 баллов – средняя,
20-27 баллов – высокая.

– Сделайте выводы для себя.

5. А сейчас театральная группа предлагает вашему вниманию сценическую миниатюру «Здоровый образ жизни» (рассказ Юноны (Зинаиды Маркиной) «Здоровый образ жизни» раздается учащимся до начала урока, с текстом они ознакомлены. (Приложение 1)

6. Обсуждение просмотренной миниатюры:

– Назовите автора данной миниатюры.
– Какова тема?
– Ваше отношение к такому образу жизни героев?
– Как автор относится к образу жизни героев? (Рассказ юмористический, называются художественно-изобразительные средства приемы, которые Юнона использует).
– Совпадает ли игра наших актеров с позицией автора рассказа? (Ответы учащихся и их вопросы актерам).

7. Вывод: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно» (И.Брехман). Давайте каждое утро начинать с зарядки.

8. Физминутка (звучит песня В.С.Высоцкого «Утренняя гимнастика»)

Учитель: В этом учебном году вам сдавать обязательный ЕГЭ по русскому языку. А чтобы сдать его успешно, что для этого потребуется? (Здоровье и хорошая подготовка к экзамену).
– Итак, цель второй части нашего урока: «Подготовка к написанию сочинению-рассуждению (часть «С»). Начнем с аргументации. Ваша задача фиксировать (с вашей точки зрения) в тетради «Банк аргументов» по разделам необходимую и нужную для вас информацию.
– Поднимается ли проблема здорового образа жизни в произведениях русской классической литературы? Кем? Где? И как?

9. Самостоятельные индивидуальные мини-проекты художественных произведений классики и УНТ
Цель: пополнить банк аргументов, именно: блок – здоровье, здоровый образ жизни.

10. Речевая презентация проектов с последующим обсуждением

1) Информационно-кулинарная справка о нездоровой пище героев из поэмы Н.В.Гоголя (из гл.5 «Обед у Собакевича»).

2) Цитатный монтаж «Физическая деградация Ионыча» по рассказу А.П.Чехова «Ионыч» (гл.1 «…Старцев шел пешком, не спеша, (своих лошадей у него не было) и все время напевал»… Гл. 5 «Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад… при этом тяжело дышит и вытирает пот со лба…горло заплыло жиром, голос изменился…» (Жуткая картина)

3) Выразительный художественный пересказ отрывка «Гимн халату» из романа И.А.Гончарова «Обломов». Экспертное заключение: «Быстрая смерть героя заключается в нездоровом образе жизни И.И.Обломова. (Причины – гиподинамия и нездоровая пища). «У всех, кто предается удовольствиям желудка и переходит меру в еде, в вине или наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся лишь пока они едят или пьют страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны». (Демокрит)

4) УНТ в копилку «За здоровый образ жизни!». Плакатно-речевая презентация. (Подбор пословиц, поговорок, загадок, афоризмов по теме).

11. Музыкальная рефлексия по представленным презентациям. Звучит музыка Баха Токката ре-минор

– Назовите, пожалуйста, вид письменной работы, который (как писал В. Литвинов) заставляет думать, учит понимать, учит вчитываться в каждое слово. (Сочинение). (Слайд 3)

12. Анализ текста (рассказ-миниатюра Юноны (Зинаиды Марковой) «Здоровый образ жизни») при подготовке к написанию сочинения-рассуждения (Слайды 4-6)

13. Исследование текста в экспертной групповой лаборатории. Групповые задания – Приложение 2

14. Дискуссия. Выслушивание отчетов о проделанной работе в группах. Общий вывод о результатах работы. Рефлексия.

15. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по проблеме текста Юноны.

16. Заключительное слово учителя. (Слайд 9)