Преподавание русского языка
Урок по русскому языку в 6-м классе "Не" с именами прилагательными"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1299
Соколова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы I. Познавательный аспект. 1. Систематизировать специальные знания, умения и навыки: - закрепить умение опознавать качественные имена прилагательные;
- закрепить умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных;
- закрепить умение правильно образовывать краткую форму имени прилагательного;
- систематизировать полученные знания и навыки правописания не с прилагательными, существительными и глаголами;
- закрепить умение использовать в речи прилагательные как средство изобразительности.
2. Развитие общеучебных умений и навыков: - развивать учебно-организационные умения и навыки;
- развивать умение работать с текстом при работе с учебником;
- развивать умение планировать свою работу при выполнении заданий;
- развивать коммуникативные умения и навыки при работе в парах.
3. Формирование научного мировоззрения: расширение кругозора при помощи межпредметных связей (МХК, литература). II. Развивающий аспект. 1. Развитие речи: - - обогащать словарный запас при чтении художественных текстов и при составлении собственных предложений и текстов;
- - развивать коммуникативные свойства речи для развития монологической речи на языке предмета при написании сочинения-миниатюры.
2. Развитие мышления: - - развивать умение сравнивать правила написания частей речи, находить сходное и отличное;
- - развивать умение анализировать, логически мыслить при выполнении заданий;
- -развивать умение выделять главное, существенное при работе с текстом;
- -развивать образное мышление при написании сочинения.
1. Развитие двигательной сферы: - - развивать моторику мелких мышц при оформлении работ.
III. Воспитывающий аспект. - Воспитывать самостоятельность как черту личности.
- Продолжить формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
- Продолжить учить доводить начатое до конца.
- Воспитывать аккуратность и дисциплинированность.
- Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).
(УМ 1) УЭ 0 Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны: I. 1. Знать правила написания: 2. Уметь применять знания, умения на практике: - распознавать качественное прилагательное в словосочетании, предложении, тексте;
- образовывать степени сравнения имен прилагательных;
- образовывать краткую форму имени прилагательного;
- правильно писать не с прилагательными;
- использовать в речи прилагательное как лексическое средство.
3. Систематизировать полученные знания, умения и навыки: - написания не с существительными, прилагательными и глаголами;
II. Развивать умение: - анализировать, логически мыслить при выполнении заданий;
- выделять главное, существенное при работе с текстом;
- образно мыслить при написании сочинения;
- работать самостоятельно;
- работать во времени;
- аккуратно оформлять работу.
Ш. Продолжать формировать навыки самоконтроля (сличать с образцом) и взаимоконтроля. Работать по принципу доверия. Учебные элементы | Учебный материал с указанием задания. | Руководство по усвоению учебного материала. | Учебный модуль (УМ 2) УЭ 1 | Входной контроль. Цель: проверить готовность к восприятию модуля. Задание 1. В каких предложениях употреблено качественное имя прилагательное? А) На ветру шумели раскидистые ивы. Б) Летчик пробирался через дремучую тайгу. В) В сильный мороз весело трещат в печи дрова. Г) Подъехал наездник в волчьей папахе. Д) Январь – месяц ярких звезд. Е) Охотник хорошо разбирался в медвежьих повадках. Задание 2. Выпишите качественные прилагательные. Образуйте все возможные степени сравнения. В зимние звездные ночи лунный свет колдует над темными полями. Задание 3. Выпишите качественные прилагательные из текста. Образуйте краткую форму. Настали теплые весенние дни. В темной прошлогодней траве проглядывают свежие зеленые стебельки. Ветер разносит пряный аромат земли. Раскрываются маленькие почки на белоствольных березах. Пышные кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне яркого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц. Задание 4.Спишите, раскрывая скобки. Объясните графически выбор орфограммы. (Не)доумевать по поводу ошибки; (не)внимание, а рассеянность; говорить (не)правду; веселый (не)поседа; (не)счастье, но радость; (не) был в школе; грубый (не)вежа; упрек в (не)серьезности. Инструкция №1. Сверьте свои ответы с приложением №1. Если все ответы верны, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ 1 – 4 балла, в УЭ 2- №2 – 1 балл, в УЭ 3 – 1 балл, в УЭ 4 – 1 балл. Приступайте к выполнению УЭ 6. Если есть ошибки в задании №1, то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1 0 баллов и выполните УЭ 2. Если есть ошибки в задании №2, то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1 0 баллов и выполните УЭ 3. Если есть ошибки в задании №3, то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1 0 баллов и выполните УЭ 4. Если есть ошибки в задании №4, то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1 0 баллов и выполните УЭ 5. | Выполняется в тетради. Проверьте правильность (см. инструкцию №1). Оцените свою работу. Будьте объективны. | УЭ 2 | Цель: актуализировать знания и умения по теме “Разряды имен прилагательных”. Задание 1. Откройте п. 50, 51, 52 учебника. Внимательно прочитайте теоретический материал. Задание №2. Выпишите из текста имена прилагательные, распределив их в три столбика в соответствии с разрядом. Было раннее туманное утро. Над сонной деревней раздавались громкие петушиные крики. Мы отправились на рыбалку. Ровная дорога шла равнинной местностью. Мы расположились на песчаном берегу небольшого озера. Взошло яркое солнце, и на растениях заблестела роса. Ее маленькие капельки переливались, как жемчужные бусинки. Легкий ветерок коснулся серебряной глади озера. В прибрежных кустах послышались утиные голоса. Сверьте свой ответ с приложением №2. Если ответ верен, то поставьте в свою карточку в УЭ 2 - 1балл. Приступайте к УЭ 6. Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю. | Выполняется в тетради. Самоконтроль. | УЭ 3 | Цель: актуализация знаний и умений по теме “Степени сравнения имен прилагательных”. Задание 1. Откройте п. 49 учебника. Внимательно прочитайте содержание. Задание 2. Выпишите из предложения качественное прилагательное и образуйте все возможные степени сравнения. Под лучами осеннего солнца краснеют и желтеют осиновые листья, и порывы холодного ветра срывают их с деревьев. Сверьте свой ответ с приложением №3. Если ответ верен, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ3 - 1 балл. Приступайте к УЭ 6. Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю. | Выполняется в тетради. Самоконтроль. | УЭ 4 | Цель: актуализация знаний по теме «Полная и краткая форма имени прилагательного». Задание 1. Образуйте по возможности от данных имен прилагательных краткую форму. Ароматный, прекрасный, придорожный, холодный, оглушительный, синий, домашний, свежий, тяжелый, чистый, деревянный, далекий. Поменяйтесь тетрадями, проверьте сначала работу соседа самостоятельно, а затем сверьте ответы с образцом (см. приложение №4). Если нет ошибок, то поставьте в УЭ 4 – 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл, если более 1 ошибок – 0 баллов. Приступайте к выполнению УЭ 6. | Выполняется в тетради. Взаимопроверка. В случае затруднения обратитесь к учителю. | УЭ 5 | Цель: актуализация знаний по теме «НЕ» с глаголами и именами существительными». Задание 1. Вспомните правило: «Не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда слово без «не» не употребляется». Задание 2.Выпишите номера предложений, где «не» с глаголом пишется раздельно: - (Не) сиди сложа руки, так и (не) будет скуки.
- (Не) бросай друга в несчастье.
- Кто кого обидит, тот того и (не) навидит.
- (Не) заслонишь солнышка рукавицей, (не) убьешь молодца небылицей.
- Малыш (не) достает рукой до края стола.
- В это дождливое лето (не) достает солнца.
Задание 3.Откройте п. 43 учебника. Внимательно прочитайте содержание. Задание 4.Выпишите номера предложений, в которых «не» с существительным написано верно. - И туман, и не погоды осень поздняя несет.
- Опять недуг его свалил.
- Все внимание его устремилось на неприятеля.
- Слезы опять навернулись на глаза его, слезы не годования.
- Не видимкою луна освещает снег летучий.
- Не работа сушит, а забота.
- Друзья в несчастье познаются.
Сверьте ответы с образцом (см. приложение №5). Если ответ верен, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ5 - 2 балла. Приступайте к УЭ 6. Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю. | Выполняется в тетради. Самоконтроль. | УЭ 6 | Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания не с прилагательными. Задание 1. Спишите предложения, раскрывая скобки. - Он был (не) красив и (не) дурен, (не) высок и (не) низок ростом.
- Меня тотчас охватила (не) приятная, (не) подвижная сырость.
- Теперь перед нами были (не) высокие (не) приступные горы, а (не) большие холмы с (не) приметной, (не) взрачной растительностью.
- Дни и ночи рыскал (не) сильный, но (не) отвязный ветер.
- Далекие и (не) понятные звезды тихо застыли в (не) объятной выси и с завистью смотрят на (не) угомонную жизнь на Земле.
- (Не) зримый жаворонок поет гимн весне.
- Тянулась осень, уже (не) сырая и дождливая, а сухая и морозная.
- На первый взгляд, это тихая и (не) мудрая земля под (не) ярким небом.
- Уссурийские груши осенью ничуть (не) приметные.
- Приморская тайга – удивительный (не) рукотворный сад.
Задание 2. Выпишите номера словосочетаний, которые написаны неверно: - совсем невеселое настроение;
- неизвестная величина;
- неправдивый, а лживый;
- ничуть не легкая ноша;
- не разлучные друзья;
- очень небольшая поляна;
- ненастный день;
- о не злобивом человеке;
- неглубокая речонка;
- не глубокая, но широкая речонка.
Сверьте ответы с образцом (см. приложение №6). Если ответ верен, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ 6 - 2 балла. Приступайте к УЭ 7. Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю. | Выполняется в тетради. Самоконтроль. | УЭ 7 | Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания не с прилагательными, существительными и глаголами. Задание 1. Выпишите номера предложений, в которых не со словами пишется слитно. 1) Опять шумит, бушует (не) погода. 2) Это (не) серебристая ель. 3) Речка была (не) большая, но глубокая. 4) (Не) место красит человека, а человек место. 5) Первый снег обычно долго (не) держится. 6) Солотча – (не) глубокая извилистая речонка. 7) В нашем озере рыба водится (не) крупная, а мелкая. 8) Дождливое лето (не) лучше осени. 9) Это была (не) папина шляпа. 10) Дерево было (не) высоко. 11) Сильный снежный буран (не) истовствовал всю ночь. 12) Двери запирались, и (не) счастную жертву оставляли наедине с медведем. 13) Ранней весной хвойный лес (не) блещет яркими красками. 14) Лесную тишину нарушат вдруг веселые (не) громкие птичьи голоса. 15) А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый (не) вежа!». 16) Пугачев содержался в тюрьме (не) строже прочих арестантов. 17) Река (не) глубока. 18) Учитель (не) годовал из-за поведения учащихся. 19) Рассказанная история нисколько (не) интересная. 20) Нас поразила в его ответе (не) правильность, а ошибочность. Задание 2. Выпишите группу слов, которые с не пишутся всегда слитно и которые с не пишутся то слитно, то раздельно: - необычный, ненаглядный, недотрога;
- необычный, невежливость, неясный;
- неряха, непримиримый, негодовать;
- неизвестный, нелюдимый, невзгоды.
Приступайте к выполнению УЭ 8. | Выполните на листочке. Сдайте на проверку учителю. | УЭ 8 | Цель: творческое применение полученных знаний, умений, навыков.. Задание. 1) Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. А.Пластова «Первый снег». 2) Составьте небольшой текст (7-8) предложений, употребляя полные и краткие прилагательные, прилагательные в сравнительной и превосходной степени сравнения, с раздельным и слитным написанием «не» с прилагательными. Опишите увиденное так, чтобы чувствовалось, какое впечатление на вас произвела картина художника. Какую основную мысль вы будете раскрывать? Приступайте к выполнению УЭ 9. | Выполните в тетради. Сдайте на проверку учителю. | (УМ 5) УЭ 9 | Итоги урока. Цель: самоконтроль (рефлексия). Резюме: самостоятельно оцените, достигли вы цели или нет. Задание: вернитесь к началу урока и прочитайте, какие перед вами стояли цели. Подсчитайте баллы в карточке учета знаний: 10-12 баллов – “5”, 7 – 9 балла – “4”, 4 -- 6 баллов – “3”. Приступай к УЭ 10. | Выполняется устно. | (УМ 6) УЭ 10 | Домашнее задание. Цель: ликвидировать пробелы в знаниях. Выбери домашнее задание по результатам своей работы на уроке. Если допустил ошибки при выполнении УЭ 2 - выполни упр. 301, УЭ 6 – упр. 307, УЭ 3 – упр. 281, УЭ 7 – упр. 311, УЭ 5 – упр. 238, | Запишите в дневники домашнее задание. |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|