ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Дружба в лирике А.С. Пушкина"

Добавлено: 2019.01.03
Просмотров: 30

Ховалыг Раиса Шолбан-ооловна, учитель русского языка и литературы

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, анализа текста, умение высказывать свое мнение; воспитывать способности к самостоятельному осмыслению исторических событий, отраженных в литературе.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с посланиями и стихотворениями поэта, расширить представления школьников о личности А.С.Пушкина, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, учить выразительному чтению.
  2. Развивающие: развивать образное мышление, память и внимание.
  3. Воспитывающие: воспитывать на примере жизни поэта умение дружить, формирование гуманных отношений.

Оборудование: портрет и альбом поэта, иллюстрации портретов друзей А.С.Пушкина, учебник, проектор, экран.

Эпиграф к уроку:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен ...

Ход урока

I. Организационный момент урока.

– Ребята, мы знаем, что А.С.Пушкин гениальный национальный поэт.

(Гениальный, он открывает “золотой век”, эпоху реализма и закрывает эпоху романтизма, образец русской классической литературы; национальный (народный).)

II. Проверка домашнего задания.

Записать в тетради основные темы поэзии А.С.Пушкина (выборочно).

– патриотическая тема;
– вольнолюбивая лирика;
– интимная лирика (тема дружбы и любви);
– тема о поэте и поэзии.

Игра-беседа.

Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию.

1. А.С.Пушкин родился В Петербурге. (Нет, В Москве.)
2. Няня научила Пушкина читать. (Нет, крепостной слуга, Никита Тимофеевич Козлов.)
3. Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. (Да, правильно.)
4. В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. (Нет, в 12 лет.)

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

Тема “дружества” проходит через всю лирику А.С.Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Этой теме посвящен цикл стихотворений о лицейском братстве, который открывает “Воспоминания в Царском Селе” (1814) и завершает стихотворение “Была пора: наш праздник молодой ...” (1836). Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей.

Эпиграфом к уроку взяты строки из стихотворения поэта “19 октября”.

Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”. Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И.Пущина, Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера (показать слайды “Лицей”, “Лицейские друзья А.С.Пушкина”).

По словам А.С.Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Их объединяли вольность любовь к прекрасному и искусству.

Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья.

Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывали поэта судьба, он оставался преданным своим друзьям. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818,1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817). И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства. В ранних стихотворениях Пушкин призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”.

2. а) Сообщение подготовленного ученика “Лицейские года А.С.Пушкина”.

б) Чтение наизусть стихотворения “И.И.Пущину” (читает подготовленный ученик).

3. Чтение стихотворения “Пирующие студенты”.

– Когда написано стихотворение? (Оно написано в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее).
– Что их всех объединяет? (Крепкая лицейская дружба)
– Найдите строки, где поэт подшучивает над другом?
– Кому он обращается? (Пушкин обращается к другу лицейских лет Дельвигу)

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный,–

После окончания лицея в дружеской лирике А.С.Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями.

Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь.

4. Чтение и анализ стихотворения “19 октября 1825 года”.

– Когда оно написано? (Было написано во время ссылки в Михайловское, за 8 лет после окончания лицея, в период разлуки, в период одиночества.)
– Как начинается стихотворение? (Стихотворение начинается картиной осенней природы.)
– Каким чувством проникнуто начало стихотворения “19 октября 1825”? (Поэту грустно.)
– Почему ему грустно? (Ему грустно, потому что в праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве.)
– О каких друзьях он мрачно вспоминает в этот день? (Воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, – о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине.)
– Как меняется тональность стихотворения “19 октября 1825”? Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества? (Постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Воспоминание о них наполняют его душу радостью. Дружба спасает его от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.)

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Он вспоминает тех, кто не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова (стр. 243).

... здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.

Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие отправлены в ссылку в Сибирь. Но Пушкин был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому – стихотворение 1827 года “19 октября 1827”.

5. Чтение стихотворения “19 октября 1827”.

– Прочитайте внимательно стихотворение. Какой вывод можно сделать? (В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились)

6. Чтение стихотворения “Была пора: наш праздник молодой ...”.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение “Была пора: наш праздник молодой ... ”. Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре. Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с беспечностью и зрелость с ее горьким опытом.

– О чем вспоминает поэт в этом стихотворении? (Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах.)

Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.

(Поэт воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти 25 лет.)

Таким образом, дружба в этом стихотворении – это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.

Время меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади.

IV. Итог урока:

– Какую роль играет дружба в жизни человека?
– Что значит быть хорошим другом?
– Нужна ли человеку дружба?
– Что вы узнали на этом уроке?

(Ответы учащихся.)

V. Домашнее задание:

1. Задание всем: Выучить наизусть стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”.
2. Составить рассказ о своем друге или написать сочинение-миниатюра “Настоящий друг” (задание для сильных учеников).