ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-концерт "Мастерство Толстого-художника в изображении картин мирной жизни (по роману "Война и мир")"

Добавлено: 2019.01.02
Просмотров: 30

Лободина Валентина Владимировна, учитель русского языка

Слайд 2

Цели урока:

  1. Выяснить, как Толстой раскрывает жизнь души героев.
  2. Почувствовать мастерство писателя в изображении картин мирной жизни.
  3. Воспитывать у учащихся чувство восхищения прекрасным.

Оборудование: мультимедийная презентация, репродукция картины Куинджи “Ночь на Днепре”, музыкальные записи.

Слайд 3

Эпиграф:

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Л.Н.Толстой.

Ход урока

Слайд 4-5

I. Проверка домашнего задания.

– Какое впечатление произвел на вас Андрей Болконский?

– Почему он понравился? Разве может нравиться этот холодный, надменный, сухой человек с презрительной гримасой на лице?

II. Слово учителя:

Толстой могуч как художник: он способен заставить нас полюбить одних, хотя они постоянно ошибаются, презирать других, хотя, казалось бы, они поступают правильно, ненавидеть то, что ненавидит писатель. И никуда нам не деться, не уйти от этого мощного авторского влияния.

Слайд 6

Когда в 1880 году в обществе поощрения художников была выставлена картина А.И.Куинджи “Ночь на Днепре”, все были потрясены необычайной силой ее воздействия. Некоторые даже пытались заглянуть за раму картины в надежде увидеть: не скрывается ли там “какой-нибудь волшебный фонарь”, создающий полную иллюзию струящегося, трепещущего лунного света, плавно и величаво движущихся днепровских вод?

Примерно такое желание испытываем и мы, читая Толстого: заглянуть дальше, посмотреть страничку на свет – нет ли где разгадки необъяснимого явления?

Попробуем постичь. Автор рисует женскую красоту, очаровательную улыбку, неописуемую грацию, а мы ощущаем прикосновение чего-то чуждого, холодного, недостойного, скользкого… Толстой описывает неповоротливого увальня, не умеющего войти в гостиную, но еще больше не умеющего из нее выйти, а мы испытываем к Пьеру Безухову глубокую симпатию и с доброй улыбкой наблюдаем за ним… Появляется новый герой, холодный и надменный, а мы готовы полюбить его как друга, как единомышленника…

Он и станет нашим единомышленником в стремлении “быть вполне хорошим”.

Перед нами так называемая “тайна гения”, в которую мы, возможно, сумеем если не проникнуть, то хотя бы заглянуть. Толстой – как музыкант-виртуоз, заставляет зазвучать важнейшие струны души.

Слайд 7

III.

1. (Звучит “Лунный свет” Клода Дебюсси. Инсценирование диалога Сони и Наташи “Ночь в Отрадном”).

Ученица, одетая согласно эпохе второй половины XIX.

– Только один раз.

– Да когда же ты спать будешь?

– Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…

– Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

– Ты спи, а я не могу.

– Соня! Соня! Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же Соня. Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

– Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну. Видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – тоже, туже, как можно туже, натужиться надо,– и полетела бы. Вот так!

– Полно, ты упадешь.

– Ведь второй час.

– Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.

– Ах, боже мой! боже мой! что ж это такое!

– Спать так спать!

Учитель:

– Скажите, что вам, ребята, понравилось?

– Кто из девушек произвел на вас большее впечатление?

Учитель:

А сколько мы с вами проспали таких ночей, таких мгновений! Сколько раз мы могли бы воскликнуть: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!”. Но не воскликнули, а просто прошли мимо красоты.

Слайд 8

2. Познакомимся со словами французского композитора Андре Гретри:

“Присмотритесь, прост ли и справедлив ли его (человека) ум, свободны ли от вычуры его манеры, одежда; любит ли он цветы, детей; господствует ли в нем нежное чувство любви”.

– Прочитайте эти слова про себя и запишите в тетрадях мотивированное согласие или несогласие с ними.

3. Чтение сцены сборов на бал семьи Ростовых.

– Как вы думаете, почему мы выбрали для чтения этот, казалось бы, незначительный эпизод?

Учитель:

Слайд 9

И как же не вспомнить сегодня сцену первого бала Наташи – прекраснейшую страницу толстовской прозы!

4. Чтение или прослушивание фрагментов XV, XVI глав третьей части второго тома под звуки вальса.

Учитель:

Мы побывали вместе с Наташей на балу. Что увидели, что поняли? Что привлекло внимание, кроме блеска нарядов и страстного желания Наташи танцевать?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пусть вас не смущает, что пока вам нечего сказать. Это – только пока. Вы поймете глубину душевных контактов Наташи со всеми, кто ее окружает. И если будете внимательны, сможете постичь самую высокую суть любящего человека: душевную зоркость и редкую самоотверженность.

… И снова встреча с Соней и Наташей, но совсем другое настроение.

Слайд 10

5. Инсценирование эпизода “Письмо Анатолия Курагина” (“Подруги”).

– Соня, ты прочла письмо?

– Да.

– Ты знаешь, мы любим друг друга!.. Соня, голубушка, он пишет… Соня…

– А Болконский? Неужели то все кончено? Что ж ты отказываешь князю Андрею?

– Ах, ты ничего не понимаешь…

– Нет, я не могу этому верить. Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… В три дня забыть все…

– Три дня…Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде него. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его. Что ж мне делать, Соня?

– Но если он неблагородный человек?

– Он – неблагородный человек? Коли бы ты знала! Да я жить не могу без него! Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради бога, уйди: ты видишь, как я мучаюсь!

Учитель:

Попытка похитить Наташу Анатолю не удалась. И вот Наташа, потерянная, озлобленная, смотрит на Пьера, который идет к ней подтвердить, что Анатоль женат, смотрит, как “подстреленный, загнанный зверь”. Здесь сравнение подчеркивает и ее невольную причастность к подлому миру Курагиных.

Слайд 11

6. На слайде изображение старого, корявого дуба. Чтение учеником отрывка наизусть.

Учитель (тихо):

Чтобы понять состояние князя Андрея, мало объяснений учителя. Надо пережить с ним и его честолюбивые мечты, их крах, его потери, его горе, надо обдумать и его разговор с Пьером на пароме, и деятельность князя.

А теперь вспомните, что почувствовал Болконский в доме Ростовых, в Отрадном. Такая лунная ночь, такое пробуждение молодых сил и надежд бывает, наверное, раз в жизни.

Слайд 12

7. Прослушивание отрывка “Вторая встреча Андрея с дубом”. Чтение наизусть 3 гл. ч.III т.2.

Учитель:

Итак, мы заглянули с вами на самые заветные страницы великолепного романа “Война и мир”. Очень хочется, чтобы вы унесли с урока веру в прекрасное и поняли, как велик Толстой как художник.

Слайд 13

Выводы по уроку – ответ на вопрос:

– В чем, по-вашему, величие Толстого как мастера слова, как художника?

Задание на дом: Подготовить развернутый ответ на тему: “Женские образы в романе”.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3