Преподавание русского языка Правописание слов с приставкамиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 6898 Алеева Валентина Ренатовна, учитель начальных классов Цели: работать с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове. Задачи:
Оборудование: компьютерная презентация в формате «ppt». Ход урока – Сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь с ними ребята. 1. Самоопределение к деятельности – Проверим готовность к уроку: нам на урок нужен учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Пишем грамотно», дневник, пенал. 2. Минутка чистописания – Итак, чистописание. На доске:
– Прочитайте задание, по чистописанию. 3. «Открытие» детьми нового знания или умения – Прочитайте задания по чистописанию еще раз. На доске:
– Запишите слова парами, расставьте ударение, выделите приставки. По 1 ученику – у доски – Назовите приставки (за- на- над-). 4. Постановка задачи – Прочитайте как называется наш урок? («Учимся писать приставки») На доске (номера с 1 по 3, и карточки со словами в разброс: вспоминаю правописание, выделяю приставку, подбираю однокоренные слова) (Дети выстраивают алгоритм) Алгоритм
– А сейчас будем учиться применять наши новые знания о написании приставок на практике, опираясь на алгоритм (письменно фронтально).
(см. Приложение 1, слайд 1) – Итак, 1 шаг: подбираю однокоренные слова.
(При подборе родственных слов меняем приставки.) – 2 шаг: выделяю приставку (приставка за-) В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: зашить. Аналогично: [на]лить (см. Приложение 1, слайд 2) 5. Первичное закрепление – Отработаем алгоритм применения правила. На доске:
Вызываю по 1 ученику к доске. Дети подробно комментируют ход своей работы, полностью проговаривая алгоритм применения правила, подбирая родственные слова для определения места орфограммы. В словах выделяются приставки, орфограмма подчёркивается. 6. Физкультминутка На доске слова: запить, пить, ходить, заходить, писать, написать, лить, залить, надпилить. При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают. 7. Самостоятельное применение полученных знаний с использованием групповой работы – А сейчас вы поработаете в группах и проверите рассуждения Даши, согласитесь с ней или возразите. 1 группа – Согласитесь ли вы с Дашей?
Вывод: безударный гласный в корне. Проверить нельзя, смотрим в словаре и пишем накрыть. Ученики должны заметить, что Даша не пыталась при подборе родственных слов менять приставки. К этому слову можно подобрать слова закрыть, покрыть, открыть, укрыть и сделать вывод: безударный гласный в приставке, приставка на всегда пишется с буквой а, пишем накрыть. (см. Приложение 2, слайд 1. Использовать на этапе проверки работы в группах) 2 группа Даша: [за]бор, бор, прибор Вывод: орфограмма в приставке. В приставке «за» всегда пишется буква «а», пишем: забор. Учащиеся должны заметить, что подобранные слова не являются родственными, в данном слове безударный гласный находится в корне, проверить его нельзя, нужно запомнить написание слова забор. (см. Приложение 2, слайд 2. Использовать на этапе проверки работы в группах) 3 группа Даша: [на]сильщик, сила, сильный , силач Вывод: орфограмма в приставке. В приставке «на» всегда пишется буква «а», пишем «насильщик». Учащиеся должны заметить, что подобранные слова не являются родственными, т.к. носильщик – тот, кто носит. Родственные слова: носить, переносить, проносить. В данном слове безударный гласный находится в корне, проверяется словом носит, поэтому писать нужно носильщик. (см. Приложение 2, слайд 3. Использовать на этапе проверки работы в группах) 4 группа Даша: Запомнить, помнить, припомнить. Вывод: орфограмма в приставке, в приставке «за» всегда пишется буква «а», пишем запомнить. Согласимся с Дашей (подобрала родственные слова, рассуждала верно). (см. Приложение 2, слайд 4. Использовать на этапе проверки работы в группах) Проверка работы в группах 8. Включение в систему знаний и повторение – Откройте тетради «Пишем грамотно» на странице 69–70, упражнение 1. – Прочитайте задание к упражнению. («Догадайся, какую приставку нужно добавить к словам каждого столбика») – Вы догадались какие приставки нужно добавлять? (за-, на-, над-) Проверка самостоятельной работы
– Сравните свою работу с той, что на доске. Поднимите руку у кого совпали записи? У кого не совпали? (не совпадут, например, забег – набег, загрузка – нагрузка) Вывод: к одному корню можно приспосабливать разные приставки. 9. Рефлексия деятельности На доске:
Оценка работы учащихся. Если темп работы класса высокий, резервный материал: учебник стр.137 2; «Пишем грамотно» стр. 70 2, 3. Список литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |