Преподавание литературы Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1220 Сангаджиева Галина Владимировна, учитель русского языка Тема урока: “Дети “удалого века”. Образ времени и человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Цели:
Оборудование: повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, репродукция картины И.Репина “Запорожцы”, иллюстрации Е.Кибрика, Д.Шмаринова к повести “Тарас Бульба”, портрет Н.В.Гоголя, магнитофон, диск с музыкальным циклом А.Вивальди “Времена года”, свеча с подсвечником, тема урока и эпиграфы, выведенные на экран (второй эпиграф сначала не проецируется). ХОД УРОКА Украйна тихо волновалась. А.С.Пушкин “Полтава”. Гоголь как бы опрокинул историю в будущее. Г.А.Гуковский. I. Организационный момент II. Слово учителя. (Звучит музыка) – Перед нами портрет Н.В.Гоголя – одного из самых загадочных писателей в русской литературе (слайд).Вы видите его таинственный, немного лукавый взгляд. В чем же загадка Гоголя? Идут века, а его произведения не стареют. Они остаются как бы вне времени. Каждое поколение читателей находит для себя что-то новое. В чем же источник необычайной поэтичности гоголевских произведений? Быть может, в том, что все озарено светом идеала. Н.В.Гоголь всю свою жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению он возвращался по несколько раз. То же самое произошло и с повестью “Тарас Бульба”. Первая редакция 1835 года не устроила писателя, он вновь возвращается к своим героям. И в 1842 году выходит новая версия повести, в которой образы Тараса и Андрия были значительно переработаны, повествование дополнено батальными сценами, которых не было в первой редакции. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, почему так тщательно выписывал он своих героев, детей того “удалого века”? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответы на нашем уроке. III. Работа с репродукцией картины. (Слайд) – Посмотрите на картину. Знакома она вам? Кто на ней изображен? Как вы догадались? (По одежде, по внешности). – Дома вы познакомились с героями повести. Можем ли мы их найти на этой картине? Попытайтесь это сделать. Вывод: основное занятие казаков – война. Такими людей той эпохи увидел И.Репин. А какими их увидел Н.В.Гоголь? IV. Работа с текстом. 1. Анализ образа Тараса. (Слайд) – Какие жизненные ценности утверждает в своих наставлениях и в собственном поведении Тарас при встрече с сыновьями? 2. Характеристика Остапа и Андрия. (Слайды) – Что в братьях общего? Вывод: Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут прелести мирной жизни. V. Работа с иллюстрациями. (Слайды) – Насколько художникам удалось передать характеры героев? Чьи иллюстрации, на ваш взгляд, наиболее точные? Сравните их с картиной И.Репина “Запорожцы”. Вывод: у каждого художника свое видение тех героев, той эпохи. – А теперь мы постараемся создать свой, собирательный образ той эпохи. VI. Интерактивная игра – Сегодня на уроке мы много говорили, характеризовали героев, используя разные слова. Через образы главных героев попытаемся воссоздать собирательный образ эпохи. Работа в группах. 1-й ряд характеризует Тараса, 2-й – Остапа, 3-й – Андрия. На каждом ряду две парты объединяются в отдельную группу, таким образом, класс условно поделился на шесть групп. Каждой группе я выдам белый лист формата А4 и цветные фломастеры. Далее все получают задание: с помощью одного существительного охарактеризовать заданных героев. Затем лист передается другой группе по часовой стрелке. Задание меняется. Теперь героев нужно охарактеризовать при помощи прилагательного, затем глагола, а после на основании этих слов составить предложение. Все это время вы передаете лист от группы к группе. Причем каждый ряд по-прежнему характеризует своего героя. VII. Подведение итогов – Жизнь человека XV века во многом определяла война. Воспитанные суровой средой, люди не представляли себе иной жизни, кроме военных походов и набегов. Так живут Тарас и его сын Остап. Младший же сын Тараса – Андрий - отказался от тех моральных ценностей, которые внушал ему отец, он выбирает другой путь и это говорит о том, что в историческом сознании постепенно происходил слом. Время войн уходило в прошлое, и их место занимали дипломатия и переговоры. – Какие качества героев мы можем принять для себя? – Что недавно происходило на Украине? Выборы президента, которые, слава Богу, не закончились кровопролитием. Так давайте задуем свечу, и это будет символически означать, что мы погасим искру раздоров и конфликтов и пожелаем и Украине, и всем людям на земле мира и процветания, чтобы могучий дух народа служил созиданию, а не разрушению. Проецируем второй эпиграф, читаем: “Гоголь как бы опрокинул историю в будущее” и еще раз убеждаемся в пророческом даре Гоголя. VIII. Домашнее задание Письменная работа “Тарас Бульба и его сыновья – дети своего времени”. IX. Выставление и комментирование оценок X. Рефлексия – Спасибо всем за работу! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |