Преподавание русского языка Подготовка к ЕГЭ. Простое осложненное предложение. Выполнение задания В-5Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1864 Григорьева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (326 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
Оборудование:
При выполнении задания В-5 единого государственного экзамена учащиеся сталкиваются с серьезными трудностями. Их причина заключается в плохо сформированном у многих наших учеников умении отличать друг от друга конкурирующие синтаксические конструкции, т.е. такие, которые внешне очень похожи друг на друга (например, придаточное определительное предложение и обособленное определение, сравнительный оборот и обособленное приложение и т.д.). Именно на этой похожести зачастую строится задание В-5, при выполнении которого наши ученики то и дело попадают в так называемые «ловушки», расставленные для них авторами экзаменационных тестов. Поэтому важнейшая цель данного урока – учить ребят видеть эти «ловушки» и не попадаться в них. При подготовке к уроку ученики получают задание рассмотреть предложенную схему (Приложение 1), которая выдается каждому ученику. Ребята должны прочитать данные пары примеров и подумать над тем, что в них общего и в чем заключаются различия. Никаких записей до урока делать в схеме не надо. Для практического применения полученных знаний выполняем тестовые задания (Приложение 2). В зависимости от подготовленности учеников возможна организация работы с предлагаемым материалом на одном или на двух (лучше сдвоенных) уроках. ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя: обоснование актуальности темы урока (см. выше). 2. Повторение: чем может быть осложнено простое предложение. Работа со схемой (слайд 2) Ученики отвечают на поставленный вопрос, предлагают свои варианты заполнения пустых окошек в схеме, в результате чего приходим к выводу: простое предложение может быть осложнено однородными членами предложения, обособленными членами предложения (определениями, приложениями, дополнениями и обстоятельствами), уточняющими обособленными членами предложения, а также словами, не являющимися членами предложения, – вводными конструкциями и обращениями. В ходе обсуждения учитель выводит информацию на интерактивную доску (заполнение пустых окошек в блок-схеме), а каждый ученик делает записи в своей схеме, полученной до урока. 3. Наблюдение над примерами, формирование рекомендаций для работы с конкурирующими конструкциями; выполнение тестовых заданий. Дальнейшая работа на уроке проводится по следующей схеме: 1) Анализ примеров. Ученики должны обязательно ответить на вопросы: ЧТО с ЧЕМ можно перепутать? ПОЧЕМУ это можно сделать? (Что объединяет эти конструкции, чем они похожи). 2) КАК избежать ошибки? (В чем различие между конструкциями, что надо сделать, чтобы выявить это различие). Вся информация, получаемая в ходе обсуждения примеров и составления алгоритма действий, выводится на интерактивную доску ПОСЛЕ обсуждения в классе, а ребята заносят ее в свои таблицы. 3) Выполнение тестовых заданий. Каждое задание ученики сначала выполняют самостоятельно, а затем обсуждаем результат с помощью интерактивной доски. Все примеры, над которыми проводится наблюдение, представлены на слайдах презентации к уроку. Итак, слайд 3. Простое предложение с однородными членами / сложное предложение. Слайд 4 Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест I). Слайд 5 Обособленные определения / однородные определения. Общее: отвечают на один и тот же вопрос, выделены запятыми (или разделены, но запятые при этом могут стоять и до, и после определения – для однородных определений). Различия: позиция по отношению к определяемому слову, разный характер запятых в предложении (выделительные и разделительные знаки). Рекомендации: выяснить положение определений по отношению к определяемому слову, установить характер запятых. Слайд 6 Обособленные определения / придаточные определительные предложения. Слайд 7 Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест II). Слайд 8 Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, / придаточные предложения, присоединенные составными союзами. Слайд 9 Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест III). Слайд 10 Сравнительные обороты / придаточные сравнительные предложения. Слайд 11 Предложение со сравнительным оборотом, присоединенным союзом как / предложение с обособленным приложением, присоединенным союзом как Слайд 12 Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест IV). Слайд 13 Уточняющие члены предложения / придаточные предложения места или времени. Общее: отвечают на один и тот же вопрос, выделены запятыми. Различия: отсутствие / наличие грамматической основы. Рекомендации: найти основы в предложении, выделить границы частей. Слайд 14 Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест V). Слайд 15 Предложение с вводными словами / предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Слайд 16 Предложение с вводной конструкцией / предложение с придаточным изъяснительным, сравнительным, образа действия или времени. Общее: наличие основы предложения, могут присоединяться похожими словами (Союз / союзное слово как), выделяются запятыми. Различие: отсутствие / наличие грамматической связи со второй частью предложения. Рекомендации: помнить значение вводных конструкций (чувства говорящего, степень уверенности и т.д.); помнить, что к придаточному предложению можно задать вопрос от главного, а к вводному предложению вопрос не задается. Слайд 17 Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест VI). Слайд 18 Предложение с обращением / односоставное назывное предложение. Общее: обращение и подлежащее в назывном предложении, как правило, выражены существительным в именительном падеже (или существительным с зависимыми словами); обе конструкции могут выделяться восклицательным знаком. Различие: наличие / отсутствие звательной интонации, что может быть определено только в контексте. Рекомендации: обращать внимание на контекст; помнить, что называется обращением (слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью) Слайд 19 Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2, тест VII). 4. Подведение итогов урока На сегодняшнем уроке мы еще раз убедились, что анализ структуры предложения требует внимательного, вдумчивого отношения. Увидели, как важно уметь правильно находить грамматическую основу, устанавливать границы частей предложения. Поняли, я надеюсь, что без систематических упражнений невозможно добиться успеха. Это, конечно, относится к любому делу, тем более к такому непростому, как выполнение задания В-5. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |