Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Систематизация и обобщение изученного по теме "Частицы"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Систематизация и обобщение изученного по теме "Частицы"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1755

Дворникова Ольга Геннадиевна, учитель русского языка и литературы

Этот урок был представлен в качестве контрольной работы по закреплению знаний моделирования урока систематизации и обобщения изученного материала в соответствии с требованиями примерной программы по предмету второго поколения. Урок русского языка в 7-м классе, обучающемуся по программе Т.А.Ладыженской и Л.А.Тростенцовой. В уроке используются приёмы проблемного обучения, а также рекомендуется групповая форма работы учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

(предметные) различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи; уметь различать частицы НЕ и НИ и приставки НЕ и НИ; отличать написание частиц БЫ, ЖЕ со знаменательными частями речи от правописания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, уметь отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; понимать многообразие значений модальных частиц, уметь находить их в тексте;

(метапредметные) владеть изучающим чтением; определять цели учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты; преобразовывать и структурировать информацию и полученные знания; совместно выполнять поставленную задачу, обсуждая пути решения её; извлекать информацию из учебника, толкового словаря, отбирать и систематизировать материал на определённую тему.

Форма работы: групповая (по 4-6 человек).

Конспект рассчитан на два урока (Первый урок: 1-4 этап, второй урок: 5-8 этапы).

1 ЭТАП – ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Учащимся было предложено заполнить таблицу “Различение частицы НЕ и НИ” примерами.

Частица НЕ

Частица НИ

НЕ – значение отрицания НИ – отрицательная частица с усилительным значением отрицания
Примеры: Примеры:
Две частицы НЕ – значение утверждения НИ – отрицательная частица с усилительным значением утверждения
Примеры: Примеры:
НИ – отрицательная частица в составе устойчивого выражения (фразеологизма)
Примеры:

Примерный вариант заполнения таблицы учащимися:

Частица НЕ

Частица НИ

НЕ – значение отрицания НИ – отрицательная частица с усилительным значением отрицания
Примеры:

Миша не пошёл на каток.

Не Миша пошёл на каток, а Сергей.

Миша взял не новые, а старые коньки

Примеры:

На небе сегодня ни облачка.

Не было в докладе ни примеров, ни аргументов, ни доказательств.

Две частицы НЕ – значение утверждения НИ – отрицательная частица с усилительным значением утверждения
Примеры:

Не могу не рассказать об этом случае.

Не мог не отметить данную работу.

Нельзя не отметить данную работу.

Примеры:

Куда ни посмотрю, всюду его портреты.

Что ни скажу, всё выполняет.

НИ – отрицательная частица в составе устойчивого выражения (фразеологизма)
Примеры: ни день ни ночь; ни рыба ни мясо; ни свет ни заря.

Учащиеся читают свои варианты подбора примеров. (2-3 ученика).

Вид контроля: учащиеся на слух определяют соответствие примеров языковой ситуации, предложенной в таблице. Если учащиеся не справляются, учитель сам указывает на ошибку и корректирует примеры.

2 ЭТАП – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Цифровой диктант. Код написан на доске, но до конца работы закрыт.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель читает предложения

Учащиеся слушают предложения, на слух определяют частицы, разграничивают НЕ и НИ. Если в предложении употребляется частица НИ, они записывают соответствующую кодировке цифру – 1, если частица НЕ, то цифру – 2.

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

1

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

2

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

1

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

2

6. Ни один волосок не упадет с твоей головы!

1, 2

7. Не один ты такой!

2

8. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

1

9. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

2

1 – частица ни.

2 – частица не.

Код: 2, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 2.

Форма контроля: проверка по образцу-коду, ошибки исправляются в группах коллегиально.

3 ЭТАП – ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ на различение приставок и частиц, а также на различение НЕ и НИ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, вы заметили, как тяжело различать частицы НЕ и НИ. Скажите, а с чем ещё можно спутать частицы НЕ и НИ? Частицы НЕ и НИ следует отличать от приставок. Приставка НЕ пишется в существительных, прилагательных, наречиях и местоимениях, а приставка НИ пишется, как правило, в отрицательных местоимениях.
Учащимся раздаются карточки со следующим заданием:

“Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ. Объясните свои действия”.

От чего зависит правильный выбор приставки НЕ или НИ?

1. (Н..)что (не)нарушало этой жизни, и сами обломовцы (не тяготились ею.

2.(Н..)чего им было (н..)нужно: жизнь, как спокойная
река, текла мимо.

3. (Н..)чего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу.

4. Гость там прежде троекратного потчевания и (не)дотронется (н..)(до)чего.

5. (Н..)(с)чем даже было сличить им своего житья-бытья. (И.А.Гончаров)

6. (Н..)(с)кем мне поговорить и (н..)кого послушать.(А.П.Чехов)

7. Но (н..)кому мне шляпой поклониться, (н..)(в)чьих глазах (н..)нахожу приют. (С.А.Есенин)

Этот выбор зависит от ударения. Если ударение падает на приставку, то пишется приставка – НЕ, а если приставка безударная, то пишется – НИ.

Форма контроля: представители каждой группы устно аргументируют выбор слитного и раздельного написания НЕ и НИ в одном-двух предложениях, остальные группы слушают, при необходимости корректируют, учитель помогает.

4 ЭТАП – СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА, структурирование практических навыков различения НЕ и НИ

Действия учителя

Действия учащихся

Попробуйте составить алгоритм различения на письме частиц НЕ и НИ, используя ваши знания, данные учебника и таблицу, составленную вами дома. Учащиеся работают в группах. Представляют свои варианты алгоритма. Шаг 1 учитель составляет сам совместно с учащимися. Шаг 7 (последний) учитель заранее записывает на доске.
ШАГ 1.

С какого шага мы начнём алгоритм? В чём сложность различения НЕ и НИ? Обратите внимание на предыдущее упражнение.

Чем является НЕ или НИ – частицей или приставкой? Если это приставка имени существительного, прилагательного, причастия или наречия, то пиши – НЕ.

Например: неверность (сущ.), неверный (прилаг.), неверно (нареч.), неверящий (прич.).

ШАГ 2. Если это приставка местоимения, то поставь ударение. Если ударение падает на приставку, то пишите НЕ, если нет, то пишите НИ.

Например: н`екем, ник`ем.

ШАГ 3. Если это частица в составе устойчивого выражения (фразеологизма), то пишите НИ.

Например: ни свет ни заря; ни рыба ни мясо.

ШАГ 4. Если это частица, обозначающая усиление утверждения или полный запрет, то пишите НИ.

Например: куда ни глянь; как ни поставь; ни с места.

ШАГ 5. Если это частица, обозначающая усиление отрицания, то пишите НИ (наличие слов-спутников НЕ, НЕТ, НЕЛЬЗЯ)

Например: нет ни тетради, ни учебника; нельзя ни позвонить, ни написать.

ШАГ 6. Если это двойные отрицательные частицы, обозначающие утверждение, то пишите НЕ.

Например: не могут не сказать; нельзя не подождать.

ШАГ 7. Если частица обозначает обычное отрицание предмета, действия, качества или признака, то пишите НЕ.

Например: Сегодня они не приехали; Они приехали не сегодня.

Форма контроля: учитель направляет учащихся, поправляет в случае ошибки, предлагает окончательный вариант алгоритма.

5 ЭТАП – ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА на различение частиц БЫ и ЖЕ от союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Скажите, какие частицы, употребляемые с другими словами, следует отличать от других частей речи? Частицы ЖЕ, БЫ в сочетаниях ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ необходимо отличать от союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ.
В каких предложениях союзы, а в каких предложениях частицы? Обоснуйте свой выбор. Учащиеся записывают под диктовку все предложения, потом каждая группа, посовещавшись, даёт ответ на поставленный вопрос на примере 2 записанных предложений, по ходу объясняет знаки препинания в предложении.
Казалось, что под водой то(же) продолжается трава. Союз ТОЖЕ, вводное предложение.
Дрозд – живая, бодрая, весёлая и в то(же) время певчая птичка. Местоимение и частица ЖЕ, тире между подлежащим и сказуемым.
Он видел всё то(же): снега, лунный блеск, звёзды. Местоимение и частица ЖЕ, двоеточие после обобщающего слова.
Он, как и все, так(же) знал об этом. Союз ТАКЖЕ, уточнение при личном местоимении.
Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр. (Н.В.Гоголь) Местоимение и частица БЫ, сложное предложение.
И что(бы) она ни делала, за что(бы) она ни принималась, всё выходит у неё красиво. (И.С.Тургенев) Местоимение и частица БЫ, сложное предложение.
Что(бы) мне такое подарить тебе? Местоимение и частица БЫ, вопросительное предложение.
Что(бы) чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. (А.С.Пушкин) Союз ЧТОБЫ, сложноподчинённое предложение.
Для чего нам необходимо точно знать, какой частью речи являются сочетания ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ), ТАК(ЖЕ)? Это необходимо для того, чтобы грамотно (правильно) писать и понимать написанное.
Форма контроля: учитель принимает устные ответы учащихся, задаёт вопросы учащимся всех групп с целью исправления возможных ошибок.
Ребята, почему нам не всегда просто выявить в тексте частицы? Трудности выявления частиц в тексте возникают потому, что частицы порой пишутся или звучат как другие части речи.
Каждой группе выдаётся одна карточка на всех, в которой есть вопрос и варианты ответа. Учащиеся должны не просто найти правильный вариант ответа, но и записать рядом аргумент.
Задание карточки:

“В каком предложении нет частицы? Аргументируйте”.

С какими частями речи можно спутать частицы в данных предложениях?

В данных предложениях частицы похожи на глагол, наречие.
  1. Он было пошёл в комнату, да забыл, что ему там нужно.
  2. Никак вы плачете?
  3. Мы взглянули друг на друга и засмеялись.
  4. Я чуть не забыл адрес.
Частица БЫЛО, значение сомнения /ограничения

Частица НИКАК – сомнения

Нет частицы

Частица не – отрицательная, частица чуть – уточнения

С какими частями речи ещё можно спутать частицы? Приведите свои примеры. С наречиями, союзами, прилагательными.

Форма контроля: взаимоконтроль, каждая группа передаёт свою карточку с ответами другой группе. Результаты проверки озвучиваются через минуту. Выставляется балл каждой группе.

6 ЭТАП – КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Каждому участнику группы выдаётся карточка с деформированным текстом. Группа должна прочитать текст, найти частицы, доказать, что это частицы, определить их значение и функцию, каковы они по составу, объяснить слитное или раздельное написание слов, постановку знаков препинания.

МОНАХ

Я знавал одного монаха, отшельника, святого. Он жил одною сладостью молитвы — и, упиваясь ею, так долго простаивал на холодном полу церкви, что ноги его, ниже колен, отекли и уподобились столбам. Он их (не)чувствовал, стоял — и молился.

Я его понимал — я, быть может, завидовал ему, — но (пускай) же и он поймет меня и (не) осуждает меня — меня, которому (не)доступны его радости.

Он добился того, что уничтожил себя, свое (не)навистное я; но ведь и я — (не) молюсь не из самолюбия.

Мое я мне, может быть, еще тягостнее и противнее, чем его — ему.

Он нашел, в чем забыть себя... да ведь и я нахожу, хоть и (не)так постоянно.

Он (не)лжет... да ведь и я (не) лгу.

И.С.Тургенев Ноябрь, 1879

Пускай – формообразующая (повелительное наклонение), простая;

Же и – усиление, составная;
Не – отрицательная, простая;
Ведь и – усиление, сложная;
Да ведь и – усиление, сложная;
Хоть и не – выделение, сложная

Объясните значение слова ОТШЕЛЬНИК, сверьте своё представление с определением в словаре. На доске заранее записано определение понятия, но до предположения учащихся скрыто. Или (если есть возможность) раздать каждой группе по толковому словарю, можно разных авторов.
ОТШЕЛЬНИК – м. -ница ж. живущий в уединении, отдельно от жилого или населенного места, сам по себе, ради спасения души; пустынник, пустынножитель, удалившийся от суетного мира в пустыню. (Отшельник – тот, который отошёл от всего мирского)
Определите стиль отрывка и тип текста. Докажите. Как называется такой жанр художественного произведения

Художественный стиль, рассуждение. Такой жанр называется стихотворения в прозе. Тургенев один из немногих писателей, который творил в этом жанре. У него есть целый сборник стихотворений в прозе.

А теперь вспомните, на какие группы по значению, функции и строению делятся все частицы. Попробуйте составить таблицу, используя материал учебника.

Учащиеся работают в группах.

7 ЭТАП – СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ (СТРУКТУРИРОВАНИЕ теоретических знаний)

Частицы

Простые

Сложные

Составные

Формообразующие Бы, б, пусть, пускай, да, давай, давайте
Отрицательные Не, ни
Утверждение Да, так, точно, ага, угу, определённо Как же
Усиление Даже, аж, и, уж, уже, же, ни, ещё, ведь, ну Всё-таки, так-таки, нет-нет да и Даже и
Вопросительные Разве, неужели, ли, а, что, как, если Что ли, ну как, а что
Восклицательные как Что за, ну и
Сомнение Авось, вроде Вряд ли, едва ли, не иначе как
Уточнение Именно, точно, прямо, ровно, чуть, всего, хоть, почти Всего-навсего, точь-в-точь, просто-напросто В точности, чуть не, хоть бы, хотя бы, как раз, вот именно
Выделение

Ограничение

Только, лишь, почти, хоть, единственно, исключительно Лишь только, всего лишь
Указание Вот, вон, это А вот, а вон, так вот
Смягчение -ка

Форма контроля: взаимопроверка в группах.

8 ЭТАП – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
МИНИ-СОЧИНЕНИЕ (КАЖДАЯ ГРУППА ПИСЬМЕННО ОТВЕЧАЕТ НА ОДИН ИЗ ВОПРОСОВ)

ВОПРОСЫ:

  1. Для чего нужно различать на письме частицы НЕ и НИ?
  2. Как вы думаете, почему частицы, как правило, не являются членами предложения?
  3. Чем частица как часть речи отличается от других служебных частей речи (союза и предлога)?
  4. Поразмышляйте, почему два таких лингвистических термина, как “часть речи” и “частица” имеют один корень.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21